ПОЕЗД ПРИБЫЛ ВО ВЛАДИВОСТОК
Москва Владимир Вязники Нижний
Новгород
Киров Балезино Пермь Екатеринбург Тюмень Ишим Омск Барабинск Новосибирск Юрга Тайга Мариинск Боготол Ачинск Красноярск Канск Иланская Тайшет Нижнеудинск Тулун Зима Ангарск Иркутск
Сортировочный
Иркутск Слюдянка Улан-Удэ Петровский
Завод
Хилок Чита Карымская Чернышевск Могоча Амазар Ерофей
Павлович
Сковородин Магдагачи Тыгда Шимановск Ледяная Свободный Белогорск Бурея Архара Облучье Биробиджан Хабаровск Вяземская Бикин Лучегорск Дальнер Ружино Спасск-Дальний Мучная Сибирцево Уссурийск Угольная Владивосток
13:20, 5 Сентября
Журналист Егор Мостовщиков о путешествии по Транссибирской железнодорожной магистрали поездом «Россия» и своих попутчиках.
Интервью·Москва·Егор Мостовщиков
13:21, 5 Сентября
Справка·Москва
13:21, 5 Сентября
Москва
13:21, 5 Сентября
Начальник поезда «Россия» ИРИНА ЗОЛОТЕНКОВА о Транссибирской железнодорожной магистрали.
Интервью·Москва·Анна Черникова
14:00, 5 Сентября
Справка·Москва
14:00, 5 Сентября
Москва
14:00, 5 Сентября
Объем внутреннего туристического потока по итогам 2015 года впервые достиг отметки в 50 млн человек. Рекордным оказалось и количество въехавших в страну...
Интервью·Москва·Егор Мостовщиков
15:20, 5 Сентября
Исторические факты о самом длинном пассажирском маршруте в мире
Справка·Москва
15:45, 5 Сентября
Справка·Владимир
15:45, 5 Сентября
Владимир
17:00, 5 Сентября
К тому моменту как наша команда подъехала во Владимир, второй всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов» только неделю как за...
Интервью·Владимир·Егор Мостовщиков
17:00, 5 Сентября
Владимир
Егор Мостовщиков
19:50, 5 Сентября
Справка·Нижний Новгород
19:50, 5 Сентября
Нижний Новгород
21:00, 5 Сентября
Согласно госпрограмме «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» («Фарма 2020»), уже через 4 года доля препаратов отечественного...
Интервью·Нижний Новгород·Анна Черникова
21:00, 5 Сентября
Нижний Новгород
Анна Черникова
01:30, 6 Сентября
Справка·Киров
01:30, 6 Сентября
Киров
Справка·Балезино
05:10, 6 Сентября
Балезино
09:00, 6 Сентября
Справка·Пермь
09:00, 6 Сентября
Пермь
09:39, 6 Сентября
Фотоматериал·Пермь
09:39, 6 Сентября
Пермь
10:00, 6 Сентября
В 2009 году в Перми официально началась культурная революция. Тогда, на V Пермском экономическом форуме, основатель Пермского музея современного искус...
Интервью·Пермь·Анна Черникова
11:35, 6 Сентября
Уже четыре года член британской Гильдии режиссеров ЛЕОН КЕЙН осваивает культуру Перми. Оказавшийся на Урале 4 года назад в рамках сотрудничества с пермским...
Интервью·Пермь·Егор Мостовщиков
11:35, 6 Сентября
Пермь
Егор Мостовщиков
12:05, 6 Сентября
Фотоматериал·Пермь
12:05, 6 Сентября
Пермь
15:00, 6 Сентября
Справка·Екатеринбург
15:00, 6 Сентября
Екатеринбург
15:30, 6 Сентября
Фотоматериал·Екатеринбург
15:30, 6 Сентября
Екатеринбург
16:57, 6 Сентября
Уже более 50 лет многие ученые пытаются раскрыть тайну гибели группы туристов на Урале. Тогда, в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на безымянном перевале...
Интервью·Екатеринбург·Егор Мостовщиков
16:57, 6 Сентября
Екатеринбург
Егор Мостовщиков
19:30, 6 Сентября
Справка·Тюмень
19:30, 6 Сентября
Тюмень
19:54, 6 Сентября
Фотоматериал·Тюмень
19:54, 6 Сентября
Тюмень
20:50, 6 Сентября
По состоянию на весну 2016 года объем рынка кредитования физических лиц сократился на 4,34% и составил 10,4 млрд руб. При этом доля просроченной задолженности...
Интервью·Тюмень·Егор Мостовщиков
20:50, 6 Сентября
Тюмень
Егор Мостовщиков
03:00, 7 Сентября
Справка·Омск
03:00, 7 Сентября
Омск
03:30, 7 Сентября
Фотоматериал·Омск
03:30, 7 Сентября
Омск
Справка·Новосибирск
06:00, 7 Сентября
Новосибирск
07:25, 7 Сентября
Оборот системы общепита в России в 2015 году составил 1,293 трлн рублей, что на 6% ниже, чем в 2014-ом, хотя кафе в стране открывается по-прежнему...
Интервью·Барабинск·Анна Черникова
07:28, 7 Сентября
К 2020 году российская продовольственная корзина в результате реализации «Доктрины продовольственной безопасности» на 90% должна состоять из локал...
Интервью·Барабинск·Егор Мостовщиков
07:28, 7 Сентября
Барабинск
Егор Мостовщиков
11:01, 7 Сентября
Фотоматериал·Новосибирск
11:01, 7 Сентября
Новосибирск
11:05, 7 Сентября
Расположившийся практически в центре страны, новосибирский аэропорт Толмачево  уже давно привлекает всеобщее внимание: аэропорт первым в России...
Интервью·Новосибирск·Анна Черникова
11:19, 7 Сентября
С конца 1960-х гг новосибирский Академгородок считался одним из важнейших научных центров страны. Но распад СССР и новые экономические реалии на долго...
Интервью·Новосибирск·Егор Мостовщиков
11:19, 7 Сентября
Новосибирск
Егор Мостовщиков
13:30, 7 Сентября
Справка·Юрга
13:30, 7 Сентября
Юрга
14:10, 7 Сентября
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах Кемеровская область уже два года находится в третьей десятке. Но, как следует из ...
Интервью·Юрга·Егор Мостовщиков
16:55, 7 Сентября
Фотоматериал·Мариинск
16:55, 7 Сентября
Мариинск
18:48, 7 Сентября
Справка·Боготол
18:48, 7 Сентября
Боготол
20:22, 7 Сентября
В 2019 году Красноярск впервые в российской истории примет Всемирную зимнюю Универсиаду. От принимающего такое событие региона традиционно потребуется...
Интервью·Ачинск·Егор Мостовщиков
20:22, 7 Сентября
Ачинск
Егор Мостовщиков
22:50, 7 Сентября
Фотоматериал·Красноярск
22:50, 7 Сентября
Красноярск
05:00, 8 Сентября
Справка·Нижнеудинск
05:00, 8 Сентября
Нижнеудинск
08:15, 8 Сентября
Еще в 2011 году состоялась презентация проекта, который был анонсирован в статусе «нового подхода к системе образования» – «Умная школа». По замыслу а...
Интервью·Нижнеудинск·Егор Мостовщиков
08:15, 8 Сентября
Нижнеудинск
Егор Мостовщиков
11:00, 8 Сентября
Фотоматериал·Тулун
11:00, 8 Сентября
Тулун
11:56, 8 Сентября
Фотоматериал·Зима
11:56, 8 Сентября
Зима
12:08, 8 Сентября
В конце прошлого года в столице Иркутской области началась реализация самого грандиозного градостроительного проекта региона – «Иркутские кварталы». Е...
Интервью·Зима·Егор Мостовщиков
12:15, 8 Сентября
В середине года Иркутская область поднялась с десятого на первое место в медиарейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов. Неожиданн...
Интервью·Зима·Анна Черникова
15:18, 8 Сентября
С 2006 года «город нефтехимиков» Ангарск получил статус не только российского, но и одного из международных атомных центров. Тогда по инициативе прези...
Интервью·Ангарск·Анна Черникова
15:59, 8 Сентября
Фотоматериал·Иркутск
15:59, 8 Сентября
Иркутск
22:22, 8 Сентября
Справка·Улан-Удэ
22:22, 8 Сентября
Улан-Удэ
22:55, 8 Сентября
Фотоматериал·Улан-Удэ
22:55, 8 Сентября
Улан-Удэ
23:41, 8 Сентября
С 2012 года количество туристов, приезжающих в Бурятию, увеличилось почти на треть и по итогам 2015 года составило почти 1 млн гостей. Туризм для респ...
Интервью·Улан-Удэ·Егор Мостовщиков
23:41, 8 Сентября
Улан-Удэ
Егор Мостовщиков
01:00, 9 Сентября
Справка·Петровский Завод
01:00, 9 Сентября
Петровский Завод
Фотоматериал·Петровский Завод
01:19, 9 Сентября
Петровский Завод
04:05, 9 Сентября
«Промышленный парк Краснокаменск» создается всего в 165 км от границы Забайкальского края с Китаем. Основная цель индустриальной территории – привлечь...
Интервью·Хилок·Егор Мостовщиков
08:55, 9 Сентября
Фотоматериал·Чита
08:55, 9 Сентября
Чита
10:20, 9 Сентября
Фотоматериал·Чита
10:20, 9 Сентября
Чита
11:10, 9 Сентября
Фотоматериал·Карымская
11:10, 9 Сентября
Карымская
Видеоматериал·Карымская
14:00, 9 Сентября
Карымская
Фотоматериал·Чернышевск
16:08, 9 Сентября
Чернышевск
23:45, 9 Сентября
Фотоматериал·Амазар
23:45, 9 Сентября
Амазар
01:30, 10 Сентября
Справка·Ерофей Павлович
01:30, 10 Сентября
Ерофей Павлович
Фотоматериал·Ерофей Павлович
02:00, 10 Сентября
Ерофей Павлович
09:00, 10 Сентября
Фотоматериал·Магдагачи
09:00, 10 Сентября
Магдагачи
09:15, 10 Сентября
АЛЕКСАНДРА СЕМОЧКИНА, руководителя Лаборатории информационных технологий Благовещенского педагогического университета, называют «главным амурским робо...
Интервью·Магдагачи·Егор Мостовщиков
10:20, 10 Сентября
Волонтеры общественного фонда «Историческая память в Приамурье» занимаются поисками останков солдат войн XX века. О том, что чувствует взрослый мужчин...
Интервью·Тыгда·Егор Мостовщиков
10:20, 10 Сентября
Тыгда
Егор Мостовщиков
13:40, 10 Сентября
Судьба первого российского гражданского космодрома «Восточный» непростая: во время строительства неоднократно возникали коррупционные скандалы, регуля...
Интервью·Ледяная·Егор Мостовщиков
13:40, 10 Сентября
Ледяная
Егор Мостовщиков
13:46, 10 Сентября
В 18 км от города Свободный Амурской области через несколько лет появится крупнейший в России завод по переработке газа – Амурский ГПЗ. Сырьем станет ...
Интервью·Свободный·Анна Черникова
14:45, 10 Сентября
Фотоматериал·Белогорск
14:45, 10 Сентября
Белогорск
14:50, 10 Сентября
Еще в конце XIX века ученые уверяли, что динозавров на территории Российской империи нет. Но в начале XX-го первые кости нашлись на Амуре, а спустя по...
Интервью·Белогорск·Егор Мостовщиков
20:10, 10 Сентября
Фотоматериал·Облучье
20:10, 10 Сентября
Облучье
Справка·Облучье
20:50, 10 Сентября
Облучье
23:02, 10 Сентября
Фотоматериал·Биробиджан
23:02, 10 Сентября
Биробиджан
23:02, 10 Сентября
Уже с 1 февраля 2017 года каждый россиянин сможет обзавестись участком размером до 1 га на Дальнем Востоке. Сейчас воспользоваться законом о «дальнево...
Интервью·Биробиджан·Егор Мостовщиков
01:15, 11 Сентября
Фотоматериал·Хабаровск
01:15, 11 Сентября
Хабаровск
01:20, 11 Сентября
Согласно данным Федерального агентства по туризму, востребованность дальневосточных регионов России как направлений для отдыха и путешествий растет. Т...
Интервью·Хабаровск·Анна Черникова
01:30, 11 Сентября
Справка·Хабаровск
01:30, 11 Сентября
Хабаровск
03:34, 11 Сентября
В 2011 году молодой предприниматель НИКИТА МИХАЛЕВ создал и возглавил компанию ООО «Чистая планета», которая стала правопреемником крупного перерабаты...
Интервью·Вяземская·Егор Мостовщиков
03:40, 11 Сентября
Фотоматериал·Вяземская
03:40, 11 Сентября
Вяземская
05:45, 11 Сентября
Справка·Лучегорск
05:45, 11 Сентября
Лучегорск
07:45, 11 Сентября
Фотоматериал·Ружино
07:45, 11 Сентября
Ружино
10:03, 11 Сентября
Уссурийский заповедник далеко не самый крупный в стране, но у публики на слуху. Именно здесь активно занимаются сохранением амурского тигра – любимца ...
Интервью·Мучная·Егор Мостовщиков
11:20, 11 Сентября
Фотоматериал·Уссурийск
11:20, 11 Сентября
Уссурийск
11:28, 11 Сентября
В рамках так называемого «поворота на Восток» морские порты российского Дальнего Востока становятся все более важными объектами. О том, как решается з...
Интервью·Уссурийск·Анна Черникова
12:00, 11 Сентября
Дальний Восток признан российским правительством сверхперспективным регионом. На его территории реализуется множество программ по привлечению работосп...
Интервью·Уссурийск·Егор Мостовщиков
12:00, 11 Сентября
Уссурийск
Егор Мостовщиков
13:30, 11 Сентября
Фотоматериал·Владивосток
13:30, 11 Сентября
Владивосток
13:30, 11 Сентября
Поезд «Россия» завершил свое путешествие и добрался до Владивостока, проделав путь в 9288 километров. В городе команду Forbes встретила ИРИНА ТАРАБАРО...
Интервью·Владивосток·Егор Мостовщиков
13:30, 11 Сентября
Владивосток
Егор Мостовщиков

«Чтобы сделать лучшую школу мира, нужно привлечь лучшие идеи мира»

Егор Мостовщиков
Руководитель группы
08:15
8 Сентября
Нижнеудинск
Еще в 2011 году состоялась презентация проекта, который был анонсирован в статусе «нового подхода к системе образования» – «Умная школа». По замыслу авторов, в числе которых Тина Канделаки, на 20 га на берегу Ангары в Иркутске появится образовательный комплекс, в котором для каждого ученика будет выстраиваться «индивидуальный образовательный маршрут». Объем инвестиций в проект, который уже в 2019 году должен принять первых жителей и учеников, оценивается в более чем 3,5 млрд рублей. О том, кто в проекте «Умной школы» будет самым умным, как воспитывать не только детей, но и учителей, рассказал МАРК САРТАН, генеральный директор проекта «Умная школа».

Ваш проект был анонсирован еще в 2011 году как инициатива Тины Канделаки. Но к непосредственной его реализации вы приступаете только сейчас. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко в июле этого года распорядился выделить земельный участок в аренду, само строительство должно начаться в 2017-м. С какими сложностями вы столкнулись? Из-за чего проект так долго не переходил в активную стадию реализации?

Проект был анонсирован как общенациональный форум по обсуждению проблем школы на фоне волны обсуждения нового закона об образовании. Это привело к очень содержательной дискуссии на форуме и не менее содержательным выводам. Выводы отправили в министерство образования для учета, но все кануло в Лету. Тогда стало ясно, что такое взаимодействие с неравнодушными людьми, пытающимися изменить российскую школу, министерству не нужно, или оно не умеет пользоваться его плодами. 

Мы поняли, что если хотим сделать хорошо, нужно делать это самим.

 Так, в 2013 году началось проектирование образовательного комплекса «Умная школа» в Иркутске. С самого начала мы хотели сделать архитектуру школы не только современной, но и поддерживающей идею индивидуализации образования. Для этого совместно со «Стрелкой КБ» организовали международный конкурс, а чтобы его провести, было необходимо очень четко сформулировать все то, что мы хотим получить на выходе в техническом задании на архитектурную концепцию новой школы. Только на организацию и проведение конкурса у нас ушло полтора года.

Почему вы решили провести именно международный конкурс?

Нам нужен был прорыв. 

 Мы ставили себе амбициозную цель – сделать лучшую школу в мире, а для этого нужно было привлечь лучшие мировые идеи.

 В России оборот земли – затруднительный процесс: нужно было найти подходящий участок для строительства, согласовать его с администрацией, со всеми законами. Все это привело к тому, что земельный участок выделили только в 2016 году. Это подвело нас к этапу строительства, но прежде, чем строить, нужно подготовить рабочую документацию, перед этим нужен архитектурный проект, а еще раньше по конкурсу необходимо было выбрать архитектурную концепцию, до этого нужно было подготовить для конкурса ТЗ, а оно уже берется из образовательных особенностей проектируемой школы. Такой длинный путь занимает время.


Все, что вы перечислили, еще оттягивает строительство на определенное время?

Приступить к строительству мы планируем во второй половине 2017 года, и школа должна открыть свои двери в 2019 году.

Проект на 100% финансирует российский благотворительный фонд «Новый дом», который создан для помощи детям-сиротам и детям из социально неблагополучных семей. Необходимый объем вложений оценивается в 3,5 млрд рублей. Причем в описании вашего проекта подчеркнуто, что бюджетных и государственных средств в него вложено не будет. Вы сознательно отказываетесь от госинвестиций или вам не удалось их получить? Все-таки задача, которую вы намерены решать своим проектом социальный лифт для детей-сирот относится к числу государственных.

Мы не искали денежной помощи от государства, наши благотворители хотят, чтобы это был частный проект, а государство все равно будет участвовать в делах школы, но на сегодня это частная инициатива. Глобальная цель – воспитание людей, которые могут ответственно распоряжаться собственной жизнью. В настоящее время это актуальная задача для всех. Важная социальная составляющая проекта – это работа с детьми-сиротами и приемными семьями.

Мы считаем, что чтобы научить человека распоряжаться жизнью, необходимы две вещи: дать ему семью, так как коллективные методы воспитания не дают результатов при работе с сиротами, и обеспечить полную социализацию. 

 Дети из приемных семей должны ходить в ту же школу, что и дети из обычных семей, так как для дальнейшей жизни нужно все перемешать, и никаких различий между детьми быть не должно.

Но ведь когда приемного ребенка забирают в семью, он также ходит в обычную школу, тогда в чем разница?

Мы создаем поселок для приемных семей, и вместе со школой они составляют единое целое. Если поговорить с любыми приемными семьями, то вы поймете, что отношение к приемным детям в традиционных школах, мягко говоря, настороженное, и это зачастую проявляется со стороны учителей и родителей одноклассников, а потом уже и дети начинают подключаться. Кроме того, учителя не всегда понимают и не умеют справляться с приемными детьми. 

 В нашем проекте все делают одно дело: учителя и родители – это сотрудники одной компании.
 Мы продумали и разработали специальную систему жизнеустройства, психолого-педагогической поддержки, которая будет являться мостом между поселком и школой, в этом и основная разница. В поселке в каждом коттедже будет жить пять-шесть приемных детей вместе с мамой и папой. Главное – это стратегия, что они не особенные, а такие же, как все, в противном случае они не знают, как вести себя в семье, поэтому очень важно, чтобы был живой пример перед глазами. Ребенок, попавший в приемную семью, пережил травматичный опыт со своей родной семьей и очень часто выносит из этого вывод, что взрослым доверять нельзя. Новая приемная семья, которая к нему со всей душой, сталкивается с этим постоянно. Она сама не в состоянии просто так это исправить, доказать, что взрослым можно и нужно доверять. А вот когда ребенок попадает в среду сверстников, каждый из которых живет в обычной семье, поддерживает доверительные отношения со своими взрослыми, он начинает понимать, что, возможно, что-то не так в этой ущербной стратегии, и возвращается в свою новую приемную семью с этим новым и важным ресурсом. Вообще хорошее образование не сегрегированное, оно перемешанное, нельзя одну прослойку отделить от другой и считать, что так будет лучше. Нет, так это не работает. Очень важно, чтобы все были вместе.

И что даст ваша методика?

Она позволит в будущем избежать трансляции из поколения в поколение неработоспособных методик группового восприятия и поведения, заложить традиционные семейные ценности. Идеальный результат нашего проекта – то, что исчезнет практика воспроизведения сиротства. Бывшие сироты будут стремиться создавать и удерживать семьи. По нашим прогнозам, чтобы методика дала устойчивый ко времени результат, нужно, чтобы выросли три поколения.

В крупных городах сейчас популярны форматы центров, где дети в игровой форме знакомятся с особенностями разных профессий. Есть ли в вашей школе подобные идеи, чтобы дети понимали, чем вообще в этой жизни они могут заняться?

На наш взгляд, знакомить ребенка с профессиями нужно, но так как в мире все очень быстротечно, то не стоит требовать от него выбора прямо сейчас. Нужно нацеливать его на те знания и умения, которые будут использоваться впоследствии во многих профессиях. Любой работодатель скажет, что не сможет работать с людьми, которые не умеют ни планировать, ни коммуницировать, ни добывать информацию. Есть огромное количество навыков, которым школа может научить помимо математики и физики. Сейчас есть мода на «атласы будущих профессий», меня пригласили на дебаты, посвященные этой теме, хотя мое мнение совсем непопулярное, но осознанное: нечего угадывать профессии, которые будут через 15 лет! Все равно не угадаешь.  

 Я об этом говорю хотя бы потому, что мой 10-летний племянник говорит, что будет работать видеоблогером, а между прочим 10 лет назад такой работы еще не было.
 Тогда никто даже не мог предположить, что на этом можно зарабатывать деньги. Но чтобы быть успешным блогером, у тебя должны быть определенные профессиональные навыки, и ты все равно должен чему-то научиться. Я считаю, что в школе должны давать понимание картины мира, чтобы сформировать определенное мышление, навыки коммуникации и умение организовывать деятельность. А профессия приложится в свое время.

На профессию, кстати, ориентируют и родители, поэтому важно говорить и о их роли. Принято ругать образование как услугу, хотя у каждой модели есть заказчик, в данном случае – родители. Но они роль заказчика осваивают слабо. Мировой опыт показывает, что именно родительское сообщество обладает потенциалом для создания успешной организации образовательного процесса в школе. Поначалу это может быть раздрай, а потом, при хорошем директоре, появляется механизм принятия решений, и это серьезная сила. Это и для страны очень важно, поскольку это хорошая возможность кристаллизации гражданского общества вокруг школы. Если родители не хотят, чтобы их детей учили так же, как и их в свое время, то они могут сами стать заказчиками новой школы. Мне кажется, это просится на арену современного образования, и родительское сообщество со временем «вырастет». 

У вашего проекта есть ряд идеологических моментов. В частности, вы, цитирую, «преследуете цель создания справедливого общества, которое способно предоставить ресурсы для саморазвития всем своим членам», намерены создать «здоровую психологическую обстановку». Не кажется ли вам, что вы пытаетесь создать среду, которая сильно отличается от реальной жизни?

Давайте отвечу от противного – мы не создаем анклав, отгороженный от города и общества «заповедник», где создана модель будущего, мы знаем прекрасно, что это не работает, нам это показали все, включая Стругацких. То, что вы процитировали, это направление нашего вектора. Принципиально важно, что школа будет открыта, в том числе в силу архитектурных особенностей. 

 Забор по периметру, по российскому законодательству, правда, тоже должен быть, зато ворота мы можем оставить открытыми.
 Сам проект представляет собой проницаемый круг, это несколько зданий сложной формы, объединенные общей крышей, поэтому получается, что это история единения. Школа не сделает сразу общество справедливым, но сам пример внутреннего устройства подать можно.

А как вы оцениваете нынешнее состояние школьного образования в России? В чем его плюсы и минусы?

Я бы сказал, что создан очень серьезный нормативный и законодательный задел. У нас Закон об образовании и федеральные образовательные стандарты, которые принято проклинать, на вырост. Это важно, так как они сегодня не ограничивают развитие. Скажем, если мы сравним это со строительными нормами и правилами, санпинами для школ, мы увидим, что там это в точности до наоборот. Там гиря на ногах, которая очень серьезно ограничивает движения. С другой стороны, такая большая образовательная машина, заточенная на трансляцию одного и того же знания и часто на работу только с учебником, так быстро поменяться просто не может. И мне кажется, что тут важны точки роста и драйверы развития, которыми являются многие передовые российские школы, одной из которых, мы рассчитываем, станет и «Умная школа» в Иркутске. У нас  уже заложена не только реализация всех перспективных и позитивных идей, которые есть в федеральном стандарте, но и много нового и перспективного. Мы тоже школа на вырост. 

Расскажите про позитивные современные системы образования в мировой практике.

Школьные здания в России опознаются с первого взгляда, даже если это сельские школы. И они, как правило, похожи на казармы или заводы. Школа-завод, школа-фабрика – это такая метафора конвейера. Вы наверняка знаете известный клип Pink Floyd «We don’t need no education» из фильма «The Wall», в котором эта метафора обыграна максимально ярко. Я имею в виду классическую модель образования. Это не только российские школы, а вообще школы индустриальной эпохи. Это заводы по переработке человеческого материала, причем конвейерным методом.

А вот финская школа - другая, в ней уже даже по внешнему виду ясна разница в образовании. Им важен равный доступ, разнообразие. Финны делают школу как город, и ты в ней гражданин, в этом городе кипит жизнь, и ты выбираешь, как по нему пройти. Это прекрасная образовательная метафора. Мало принуждения, много свободы для учителя в разработке образовательных программ.

У нас есть легенда, как один из российских руководителей правительства посещал финскую школу и попал на хоровое пение. Ему понравилось, он попросил познакомить с программой и автором, чтобы внедрить в российские школы. А ему ответили, что это невозможно, потому что автор программы заболела. Это не финская программа. Это «училка» именно для конкретного класса разработала программу – и вот результат. Вот разница в подходах.

Раз уж заговорили о моделях. Америка, как и весь мир, кроме Финляндии и Сингапура, тоже недовольна своей системой образования. Тем не менее, там есть интересные вещи, на которые мы обратили внимание. Система оценивания в американской школе устроена следующим образом: она прозрачная, ты заранее знаешь, по каким критериям тебя будут оценивать, и эта система выстраивается в некий набор данных, в котором каждый элемент играет роль. У них есть рейтинг колледжей по уровню зарплат, которые люди получают по их окончании. К этим колледжам привязаны определенные вступительные баллы, которые ты должен получить по аналогу нашего ЕГЭ.  Таким образом, не только когда ты подходишь к выпуску из школы, но и в каждый момент обучения (в старших классах) ты понимаешь, какую тебе нужно сегодня получить оценку и как она повлияет на итоговый балл, то есть на возможность поступить в тот колледж, после которого ты будешь получать нужный тебе уровень зарплаты.

В России, какие бы ты оценки не получал по ходу обучения в школе, ЕГЭ все обнуляет. Ты выходишь из школы с результатами ЕГЭ, что ты делал до этого, значения не имеет.

Почему вы для своего проекта выбрали именно Иркутскую область?

Вся идея выросла из того, что благотворительный фонд хотел помочь детям-сиротам, выбирался регион, где это можно сделать оптимальным образом. Критерии были примерно понятны.  Это должен был быть большой город, где официально зафиксировано наличие проблем с детьми-сиротами. К сожалению, в Сибирском округе, в Иркутской области, в частности, не лучшее положение с сиротством.

А есть регионы, где все хорошо?

Есть, где получше. Если посчитаете количество на тысячу жителей, у вас будет некий рейтинг. Но для реализации проекта нужна была и готовность региона в этом деятельностно участвовать и выделить земельный участок под строительство образовательного комплекса. К участку также  были определенные ландшафтные требования, потому что изначально школа задумывалась как вписанная в окружающую среду. Фонд определил Иркутск, принципиально договорился с региональной властью, и дальше началась разработка самой школы.

А на данный момент, за 3 года до запуска, какие есть уже педагоги?

Это как раз одна из наших центральных задач на ближайшие 3 года. Необходимо найти педагогов, провести их серьезное обучение, сформировать административную команду, поселок приемных семей, всех обучить. Мы хотим, чтобы все специалисты были из Иркутской области.  Нам кажется, что основная из задач школы – стать драйвером развития образования в регионе, поэтому это должны быть областные специалисты. Приезжие будут преимущественно сессионными преподавателями.

Но при этом вы планируете, что «Умная школа» вдохновит другие регионы на подобные проекты?

Мы называем это моделью, ресурсным центром. Мы понимаем, что на фоне тысяч детей-сирот в общероссийской статистике те сотни детей в нашей школе кажутся недостаточным количеством для глобальных перемен. Но когда вы вспомните, что это еще и ресурсный центр, все ставится на свои места. Если мы одни работаем со 150-ю детьми – это мало, но если мы работаем еще и со 150-ю людьми и учреждениями, каждый из которых работает со своей сотней детей, это другая история. Приходи, осваивай методики и технологии, возвращайся в свой регион. И дальше это называется диссеминацией опыта, то есть его распространением. Мы не хотим, чтобы такой большой красивый проект ограничился только теми детьми, которые смогут в нем непосредственно учиться.

Если в 2019 году вы запустите проект, сколько потребуется времени, чтобы оценить его успешность?

Хороший вопрос. Сам себе по гамбургскому счету я смогу ответить через 3 года. Насколько это будет убедительно для других, я не знаю. И это вообще непростая задача. Как определить, что школа работает хорошо? По результатам ЕГЭ – это недостаточно, особенно для такого социального проекта, как наш. Кроме того, оценивать результаты работы школы – это процесс небыстрый, дети растут медленно, результат отсроченный. Здесь мы возвращаемся к американской системе оценивания, потому что она позволяет отсроченный результат заземлить на сегодняшний день. Для «Умной школы» это очень важно.