ПОЕЗД ПРИБЫЛ ВО ВЛАДИВОСТОК
Москва Владимир Вязники Нижний
Новгород
Киров Балезино Пермь Екатеринбург Тюмень Ишим Омск Барабинск Новосибирск Юрга Тайга Мариинск Боготол Ачинск Красноярск Канск Иланская Тайшет Нижнеудинск Тулун Зима Ангарск Иркутск
Сортировочный
Иркутск Слюдянка Улан-Удэ Петровский
Завод
Хилок Чита Карымская Чернышевск Могоча Амазар Ерофей
Павлович
Сковородин Магдагачи Тыгда Шимановск Ледяная Свободный Белогорск Бурея Архара Облучье Биробиджан Хабаровск Вяземская Бикин Лучегорск Дальнер Ружино Спасск-Дальний Мучная Сибирцево Уссурийск Угольная Владивосток
13:20, 5 Сентября
Журналист Егор Мостовщиков о путешествии по Транссибирской железнодорожной магистрали поездом «Россия» и своих попутчиках.
Интервью·Москва·Егор Мостовщиков
13:21, 5 Сентября
Справка·Москва
13:21, 5 Сентября
Москва
13:21, 5 Сентября
Начальник поезда «Россия» ИРИНА ЗОЛОТЕНКОВА о Транссибирской железнодорожной магистрали.
Интервью·Москва·Анна Черникова
14:00, 5 Сентября
Справка·Москва
14:00, 5 Сентября
Москва
14:00, 5 Сентября
Объем внутреннего туристического потока по итогам 2015 года впервые достиг отметки в 50 млн человек. Рекордным оказалось и количество въехавших в страну...
Интервью·Москва·Егор Мостовщиков
15:20, 5 Сентября
Исторические факты о самом длинном пассажирском маршруте в мире
Справка·Москва
15:45, 5 Сентября
Справка·Владимир
15:45, 5 Сентября
Владимир
17:00, 5 Сентября
К тому моменту как наша команда подъехала во Владимир, второй всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов» только неделю как за...
Интервью·Владимир·Егор Мостовщиков
17:00, 5 Сентября
Владимир
Егор Мостовщиков
19:50, 5 Сентября
Справка·Нижний Новгород
19:50, 5 Сентября
Нижний Новгород
21:00, 5 Сентября
Согласно госпрограмме «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» («Фарма 2020»), уже через 4 года доля препаратов отечественного...
Интервью·Нижний Новгород·Анна Черникова
21:00, 5 Сентября
Нижний Новгород
Анна Черникова
01:30, 6 Сентября
Справка·Киров
01:30, 6 Сентября
Киров
Справка·Балезино
05:10, 6 Сентября
Балезино
09:00, 6 Сентября
Справка·Пермь
09:00, 6 Сентября
Пермь
09:39, 6 Сентября
Фотоматериал·Пермь
09:39, 6 Сентября
Пермь
10:00, 6 Сентября
В 2009 году в Перми официально началась культурная революция. Тогда, на V Пермском экономическом форуме, основатель Пермского музея современного искус...
Интервью·Пермь·Анна Черникова
11:35, 6 Сентября
Уже четыре года член британской Гильдии режиссеров ЛЕОН КЕЙН осваивает культуру Перми. Оказавшийся на Урале 4 года назад в рамках сотрудничества с пермским...
Интервью·Пермь·Егор Мостовщиков
11:35, 6 Сентября
Пермь
Егор Мостовщиков
12:05, 6 Сентября
Фотоматериал·Пермь
12:05, 6 Сентября
Пермь
15:00, 6 Сентября
Справка·Екатеринбург
15:00, 6 Сентября
Екатеринбург
15:30, 6 Сентября
Фотоматериал·Екатеринбург
15:30, 6 Сентября
Екатеринбург
16:57, 6 Сентября
Уже более 50 лет многие ученые пытаются раскрыть тайну гибели группы туристов на Урале. Тогда, в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на безымянном перевале...
Интервью·Екатеринбург·Егор Мостовщиков
16:57, 6 Сентября
Екатеринбург
Егор Мостовщиков
19:30, 6 Сентября
Справка·Тюмень
19:30, 6 Сентября
Тюмень
19:54, 6 Сентября
Фотоматериал·Тюмень
19:54, 6 Сентября
Тюмень
20:50, 6 Сентября
По состоянию на весну 2016 года объем рынка кредитования физических лиц сократился на 4,34% и составил 10,4 млрд руб. При этом доля просроченной задолженности...
Интервью·Тюмень·Егор Мостовщиков
20:50, 6 Сентября
Тюмень
Егор Мостовщиков
03:00, 7 Сентября
Справка·Омск
03:00, 7 Сентября
Омск
03:30, 7 Сентября
Фотоматериал·Омск
03:30, 7 Сентября
Омск
Справка·Новосибирск
06:00, 7 Сентября
Новосибирск
07:25, 7 Сентября
Оборот системы общепита в России в 2015 году составил 1,293 трлн рублей, что на 6% ниже, чем в 2014-ом, хотя кафе в стране открывается по-прежнему...
Интервью·Барабинск·Анна Черникова
07:28, 7 Сентября
К 2020 году российская продовольственная корзина в результате реализации «Доктрины продовольственной безопасности» на 90% должна состоять из локал...
Интервью·Барабинск·Егор Мостовщиков
07:28, 7 Сентября
Барабинск
Егор Мостовщиков
11:01, 7 Сентября
Фотоматериал·Новосибирск
11:01, 7 Сентября
Новосибирск
11:05, 7 Сентября
Расположившийся практически в центре страны, новосибирский аэропорт Толмачево  уже давно привлекает всеобщее внимание: аэропорт первым в России...
Интервью·Новосибирск·Анна Черникова
11:19, 7 Сентября
С конца 1960-х гг новосибирский Академгородок считался одним из важнейших научных центров страны. Но распад СССР и новые экономические реалии на долго...
Интервью·Новосибирск·Егор Мостовщиков
11:19, 7 Сентября
Новосибирск
Егор Мостовщиков
13:30, 7 Сентября
Справка·Юрга
13:30, 7 Сентября
Юрга
14:10, 7 Сентября
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах Кемеровская область уже два года находится в третьей десятке. Но, как следует из ...
Интервью·Юрга·Егор Мостовщиков
16:55, 7 Сентября
Фотоматериал·Мариинск
16:55, 7 Сентября
Мариинск
18:48, 7 Сентября
Справка·Боготол
18:48, 7 Сентября
Боготол
20:22, 7 Сентября
В 2019 году Красноярск впервые в российской истории примет Всемирную зимнюю Универсиаду. От принимающего такое событие региона традиционно потребуется...
Интервью·Ачинск·Егор Мостовщиков
20:22, 7 Сентября
Ачинск
Егор Мостовщиков
22:50, 7 Сентября
Фотоматериал·Красноярск
22:50, 7 Сентября
Красноярск
05:00, 8 Сентября
Справка·Нижнеудинск
05:00, 8 Сентября
Нижнеудинск
08:15, 8 Сентября
Еще в 2011 году состоялась презентация проекта, который был анонсирован в статусе «нового подхода к системе образования» – «Умная школа». По замыслу а...
Интервью·Нижнеудинск·Егор Мостовщиков
08:15, 8 Сентября
Нижнеудинск
Егор Мостовщиков
11:00, 8 Сентября
Фотоматериал·Тулун
11:00, 8 Сентября
Тулун
11:56, 8 Сентября
Фотоматериал·Зима
11:56, 8 Сентября
Зима
12:08, 8 Сентября
В конце прошлого года в столице Иркутской области началась реализация самого грандиозного градостроительного проекта региона – «Иркутские кварталы». Е...
Интервью·Зима·Егор Мостовщиков
12:15, 8 Сентября
В середине года Иркутская область поднялась с десятого на первое место в медиарейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов. Неожиданн...
Интервью·Зима·Анна Черникова
15:18, 8 Сентября
С 2006 года «город нефтехимиков» Ангарск получил статус не только российского, но и одного из международных атомных центров. Тогда по инициативе прези...
Интервью·Ангарск·Анна Черникова
15:59, 8 Сентября
Фотоматериал·Иркутск
15:59, 8 Сентября
Иркутск
22:22, 8 Сентября
Справка·Улан-Удэ
22:22, 8 Сентября
Улан-Удэ
22:55, 8 Сентября
Фотоматериал·Улан-Удэ
22:55, 8 Сентября
Улан-Удэ
23:41, 8 Сентября
С 2012 года количество туристов, приезжающих в Бурятию, увеличилось почти на треть и по итогам 2015 года составило почти 1 млн гостей. Туризм для респ...
Интервью·Улан-Удэ·Егор Мостовщиков
23:41, 8 Сентября
Улан-Удэ
Егор Мостовщиков
01:00, 9 Сентября
Справка·Петровский Завод
01:00, 9 Сентября
Петровский Завод
Фотоматериал·Петровский Завод
01:19, 9 Сентября
Петровский Завод
04:05, 9 Сентября
«Промышленный парк Краснокаменск» создается всего в 165 км от границы Забайкальского края с Китаем. Основная цель индустриальной территории – привлечь...
Интервью·Хилок·Егор Мостовщиков
08:55, 9 Сентября
Фотоматериал·Чита
08:55, 9 Сентября
Чита
10:20, 9 Сентября
Фотоматериал·Чита
10:20, 9 Сентября
Чита
11:10, 9 Сентября
Фотоматериал·Карымская
11:10, 9 Сентября
Карымская
Видеоматериал·Карымская
14:00, 9 Сентября
Карымская
Фотоматериал·Чернышевск
16:08, 9 Сентября
Чернышевск
23:45, 9 Сентября
Фотоматериал·Амазар
23:45, 9 Сентября
Амазар
01:30, 10 Сентября
Справка·Ерофей Павлович
01:30, 10 Сентября
Ерофей Павлович
Фотоматериал·Ерофей Павлович
02:00, 10 Сентября
Ерофей Павлович
09:00, 10 Сентября
Фотоматериал·Магдагачи
09:00, 10 Сентября
Магдагачи
09:15, 10 Сентября
АЛЕКСАНДРА СЕМОЧКИНА, руководителя Лаборатории информационных технологий Благовещенского педагогического университета, называют «главным амурским робо...
Интервью·Магдагачи·Егор Мостовщиков
10:20, 10 Сентября
Волонтеры общественного фонда «Историческая память в Приамурье» занимаются поисками останков солдат войн XX века. О том, что чувствует взрослый мужчин...
Интервью·Тыгда·Егор Мостовщиков
10:20, 10 Сентября
Тыгда
Егор Мостовщиков
13:40, 10 Сентября
Судьба первого российского гражданского космодрома «Восточный» непростая: во время строительства неоднократно возникали коррупционные скандалы, регуля...
Интервью·Ледяная·Егор Мостовщиков
13:40, 10 Сентября
Ледяная
Егор Мостовщиков
13:46, 10 Сентября
В 18 км от города Свободный Амурской области через несколько лет появится крупнейший в России завод по переработке газа – Амурский ГПЗ. Сырьем станет ...
Интервью·Свободный·Анна Черникова
14:45, 10 Сентября
Фотоматериал·Белогорск
14:45, 10 Сентября
Белогорск
14:50, 10 Сентября
Еще в конце XIX века ученые уверяли, что динозавров на территории Российской империи нет. Но в начале XX-го первые кости нашлись на Амуре, а спустя по...
Интервью·Белогорск·Егор Мостовщиков
20:10, 10 Сентября
Фотоматериал·Облучье
20:10, 10 Сентября
Облучье
Справка·Облучье
20:50, 10 Сентября
Облучье
23:02, 10 Сентября
Фотоматериал·Биробиджан
23:02, 10 Сентября
Биробиджан
23:02, 10 Сентября
Уже с 1 февраля 2017 года каждый россиянин сможет обзавестись участком размером до 1 га на Дальнем Востоке. Сейчас воспользоваться законом о «дальнево...
Интервью·Биробиджан·Егор Мостовщиков
01:15, 11 Сентября
Фотоматериал·Хабаровск
01:15, 11 Сентября
Хабаровск
01:20, 11 Сентября
Согласно данным Федерального агентства по туризму, востребованность дальневосточных регионов России как направлений для отдыха и путешествий растет. Т...
Интервью·Хабаровск·Анна Черникова
01:30, 11 Сентября
Справка·Хабаровск
01:30, 11 Сентября
Хабаровск
03:34, 11 Сентября
В 2011 году молодой предприниматель НИКИТА МИХАЛЕВ создал и возглавил компанию ООО «Чистая планета», которая стала правопреемником крупного перерабаты...
Интервью·Вяземская·Егор Мостовщиков
03:40, 11 Сентября
Фотоматериал·Вяземская
03:40, 11 Сентября
Вяземская
05:45, 11 Сентября
Справка·Лучегорск
05:45, 11 Сентября
Лучегорск
07:45, 11 Сентября
Фотоматериал·Ружино
07:45, 11 Сентября
Ружино
10:03, 11 Сентября
Уссурийский заповедник далеко не самый крупный в стране, но у публики на слуху. Именно здесь активно занимаются сохранением амурского тигра – любимца ...
Интервью·Мучная·Егор Мостовщиков
11:20, 11 Сентября
Фотоматериал·Уссурийск
11:20, 11 Сентября
Уссурийск
11:28, 11 Сентября
В рамках так называемого «поворота на Восток» морские порты российского Дальнего Востока становятся все более важными объектами. О том, как решается з...
Интервью·Уссурийск·Анна Черникова
12:00, 11 Сентября
Дальний Восток признан российским правительством сверхперспективным регионом. На его территории реализуется множество программ по привлечению работосп...
Интервью·Уссурийск·Егор Мостовщиков
12:00, 11 Сентября
Уссурийск
Егор Мостовщиков
13:30, 11 Сентября
Фотоматериал·Владивосток
13:30, 11 Сентября
Владивосток
13:30, 11 Сентября
Поезд «Россия» завершил свое путешествие и добрался до Владивостока, проделав путь в 9288 километров. В городе команду Forbes встретила ИРИНА ТАРАБАРО...
Интервью·Владивосток·Егор Мостовщиков
13:30, 11 Сентября
Владивосток
Егор Мостовщиков

«Практически вся деятельность региона построена на транспортной доступности Новосибирска»

Анна Черникова
Продюсер группы
11:05
7 Сентября
Новосибирск
Расположившийся практически в центре страны, новосибирский аэропорт Толмачево  уже давно привлекает всеобщее внимание: аэропорт первым в России принял грузовой Boeing 747-8,  первым получил международную сертификацию. Крупнейший за Уралом транзитный авиаузел между Европой и Азией к 2018 году планирует обслуживать почти 5 млн пассажиров в год. Куда и зачем летают россияне,  как организована доставка грузов, рассказал  ЕВГЕНИЙ ЯНКИЛЕВИЧ, генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево».

Вы – человек из воздушных перевозок, но сейчас мы на железной дороге. Безусловно, перемещение из точки А в точку Б занимает больше времени, чем на самолете. Но, зачастую, железная дорога оказывается единственным видом транспорта между городами. Мне бы хотелось узнать вашу оценку магистрали.

В старые времена говорили, что «авиация вдоль железных дорог не летает». Сейчас самолеты летают вдоль Транссиба с хорошими скоростями, поэтому на дальних перевозках, я думаю, авиация «сняла» всех пассажиров с железной дороги. Хотя, безусловно, какое-то количество людей передвигается на поезде «Россия» сообщением Москва – Владивосток либо из-за аэрофобии, либо из желания посмотреть большую страну из окна поезда. С другой стороны, Транссиб разбит на небольшие участки, на отрезках до 500-800 км авиации все-таки трудно конкурировать с железной дорогой. И на самом деле, нет и не будет у авиации таких провозных емкостей, которые есть у железной дороги. Но для авиации и железной дороги характерна история комбинированных перевозок. Мы с РЖД за 2015-16 гг. сделали следующее: в 4 км от Толмачево находится станция «Обь», вы ее проезжали, раньше на ней не останавливались поезда, которые шли по Транссибу. Сейчас на этой станции останавливаются 27 пар поездов, которые привозят с расстояния 200-400 км пассажиров до аэропорта и увозят их. Начинали мы с 10 человек в месяц, сейчас количество людей достигает 1,5-2 тыс. человек. Это как раз союз железной дороги и авиации.

  Мы едем по железнодорожному Транссибу, а над нами Транссиб воздушный. И весь Транссиб – это стратегический запас родины.

Расскажите о планах по развитию аэропорта Толмачево.

Наш план развития не сильно отличается от планов других крупных аэропортов России, но, с учетом нашего географического расположения, мы занимаемся стратегическим развитием целого ряда направлений. Во-первых, пассажирское направление с его трансферной, транзитной составляющей. Во-вторых, развитие грузового потока – Толмачево по грузообороту занимает одну из лидирующих позиций среди российских аэропортов. Далее – это совместный проект с «Почтой России», формирование большого кластера почтовых переводов со строительством почтового логистического центра.

 Наконец, наш конек, наше ноу-хау, выстраданная нами тема – это технические посадки тяжелых грузовых самолетов, в том числе иностранных компаний, которые идут по России маршрутом Юго-Восточная Азия – Европа.
Вот эти четыре направления мы достаточно серьезно развиваем, и они стоят в текущем стратегическом плане. Стараемся, чтобы этому развитию соответствовали технологии и инфраструктура. И даже в непростые, с точки зрения экономической ситуации, годы нам это позволяет диверсифицировать и сглаживать экономические риски.

Как возник проект с «Почтой России»?

Очень удачно получилось, что мы практически одновременно со сменой команды в «Почте России» начали заниматься почтовой логистикой, и наши точки зрения на нее совпали. В особенности это касается интернет-торговли, трансграничной торговли. Видите ли, до недавнего времени места сортировки тех посылок, которые идут при трансграничной интернет-торговле, были только в Москве и Санкт-Петербурге. Чтобы получить заказ в Чите, посылка из Китая проделывала большой путь по территории России до Москвы, там сортировалась и оттуда уже на самых разнообразных видах транспорта попадала, например, в Читу. Мы предложили вложить немного денег, организовать место международного почтового обмена, и пусть хотя бы часть этих посылок приходят в Новосибирск и силами «Почты России» ЕМС сортируются. И тогда уже логичнее, сокращая время и расстояния, они распределяются по территории РФ.

Для самого Толмачево какой эффект дал данный проект?

Сейчас доля почтовых перевозок в объемах общего груза составляет 15%. Если здесь будет работать почтово-логистический центр, то доля «почтовой части» может быть больше 50% с увеличением общего объема перевозок. Для Толмачево это очень важно с точки зрения дополнительного дохода. И, безусловно, это важно для области, потому что проект подтверждает статус Новосибирска как большого логистического центра.

Как ваши планы по развитию аэропорта коррелируют с особенностями региона и планами по его инвестиционному развитию?

Хороший вопрос. В советские годы гражданская авиация в своем развитии шла за развитием экономики региона. Сейчас не только в мире, но и в России по целому ряду аэропортов вектор начинает меняться: аэропорты уже сами становятся генераторами развития территории вокруг себя. Здесь важно иметь согласованную политику по стратегии развития области, Новосибирска и аэропорта Толмачево.

  Без совместного формирования стратегии в части транспортной доступности, логистики и развития аэропорта бизнес на перспективу невозможен.
Это достаточно серьезная совместная работа – и области, и аэропорта.

Как вы думаете, если бы Толмачево не входил в один из основных российских аэропортовых холдингов – «Новапорт» Романа Троценко, его развитие шло бы иначе?

То, что аэропорт Толмачево входит в «Новапорт», это большой плюс с точки зрения развития маршрутной сети, общения с крупными игроками авиационного бизнеса, причем здесь речь не только об авиакомпаниях. Давайте так: переговоры ведет Толмачево, крупный аэропорт с 4-миллионным пассажиропотоком, хорошим грузовым и почтовым оборотом, и переговоры ведет огромный холдинг, общий пассажиропоток которого в несколько раз больше – все-таки это не одно и то же. Безусловно, что к аэропорту в составе «Новапорта» и авиакомпании, и игроки по неавиационной коммерческой деятельности, и федеральные арендаторы, и федеральные поставщики рекламы относятся уже совсем по-другому.

Очень часто аэропорты в регионах не являются современными комплексами. Это касается, как самого терминала, так и взлетно-посадочных полос, которые не способны принимать все типы воздушных судов. Вместе с тем развитость транспорта и инфраструктура влияют на привлекательность региона для инвестора. Как вы считаете, почему, понимая эту взаимосвязь, вопрос модернизации ряда аэропортов в регионах по-прежнему не решается?

Много факторов. Основные аэровокзальные комплексы и аэродромы строились в советское время под определенные типы самолетов, которые были нужны тогда экономике региона с точки зрения перевозки пассажиров и грузов. Терминалы по обеспечению комфорта и в плане авиационной безопасности рассчитаны на требования, которые были в то время. Сейчас требования изменились достаточно серьезно. Многие аэропорты должны перестраивать свои терминалы, чтобы обеспечить выполнение определенных норм законодательства, которые все больше ужесточаются, и понятно, почему они ужесточаются – это происходит по объективным причинам. Казалось бы, нужно построить новый терминал, а не съедать площади для обслуживания пассажиров под обеспечение новых требований, но тогда возникает вопрос достижения экономической эффективности. Если годовой пассажиропоток 300 тысяч пассажиров, и чтобы построить современный терминал площадью, допустим, 15-20 тыс. квадратных метров, нужно 2 млрд руб., то как, за счет чего будут окупаться эти деньги?

Если аэропорты находятся в региональной собственности, не всякий субъект федерации может выделить деньги на строительство нового терминала в силу бюджетных ограничений, экономической ситуации. Там, где аэропорты в собственности у бизнеса, может быть двоякая ситуация, но, как правило, бизнес должен просчитывать экономическую эффективность своих вложений. Поэтому где-то при низком пассажиропотоке терминалы остаются, увы, такими, то есть несовременными. Это что касается терминалов. Как правило, аэродромы находятся в собственности РФ. Модернизация аэродромной сети ведется планово. В первую очередь – те аэродромы, на которых высокая нагрузка взлетно-посадочных операций, то есть по критерию интенсивности полетов. Выделяют аэропорты, которые имеют стратегическое значение, где авиация является единственным видом транспорта. Есть определенный план. А деньги федерального бюджета – они не безграничны.

Есть инвестиционные проекты в Новосибирской области, которые, как вам кажется, стартовали в том числе благодаря наличию Толмачево?

Так или иначе любой проект, который развивался, развивается и будет развиваться на территории Новосибирской области, связан с аэропортом. Потому что он должен быть обеспечен транспортной доступностью и высокой скоростью перемещения ресурсов – и человеческих, и материальных. Выделить какой-то один проект я не могу. Не было бы Толмачево – не было бы большинства проектов.

Аэропорт – это, в первую очередь, про перемещения людей. Внутренние перелеты в России нередко стоят дороже, чем перелеты за рубеж. При этом у нас есть тренд развития внутреннего туризма. Как эти две тенденции могут уживаться между собой?

Во-первых, нужно сказать, почему отличаются цены. Два фактора основных: это большие расстояния и налоговое законодательство. По воздушным трассам Москва – Шарм-эш-Шейх расстояние 3500 км, Москва – Иркутск – 4200 км. Полететь туристу из Москвы в Шарм-эш-Шейх и в Иркутск на Байкал – час полета туда и час обратно дополнительно, 2 часа полета стоят денег, больших денег, это в тарифах отражается. Плюс НДС на международную перевозку 0%, НДС на внутреннюю был 18%, недавно только стал 10%. Есть разница в тарифе? Есть. Дальше для сравнения: Москва – Анталия – 2150 км, Москва – Берлин – 1600 км, Москва – Новосибирск – 2800 км, а Москва – Владивосток – 6400 км. Объективно расстояния внутри России гигантские. Основные объекты отдыха с точки зрения туристической активности расположены или в меньшей пока степени в европейской части России, или в Азии – тот же Иркутск. Поэтому улететь из азиатской части в европейскую часть России очень дорого, как и наоборот. Особенно из азиатской части в российские курорты.

Что сейчас делается? Сняли 8% с НДС. Начала работать программа субсидирования перевозок №1095 для жителей Дальнего Востока, Крайнего Севера, Сибири, по достаточно низким тарифам могут люди улететь в Москву, Санкт-Петербург, Сочи и другие города. По крайней мере, в какой-то степени уравняли по транспортной доступности Дальний Восток и Сибирь с европейской частью. 

 Конечно, объем поддержки развития программ субсидирования должен быть неизмеримо больше, чем сейчас.
Мы понимаем, что государству выделить гигантские суммы тяжело, но в стратегии развития России субсидирование перевозок должно увеличиваться. От этого увеличится и подвижность населения, а не только транспортная доступность регионов, произойдет выравнивание уровня жизни, и от всего этого в совокупности вырастет экономика – эти субсидии потом конвертируются в большие суммы налогов в том числе. Международная организация гражданской авиации ICAO подсчитывала, что единица денег, вложенная в авиаперевозки, возвращается почти двумя рабочими местами в национальной экономике и, по-моему, почти четырьмя единицами совокупного валового национального продукта. То есть, если ты вложил 1 рубль, то на выходе получаешь 4.

Как вы считаете, только ли в стоимости перевозки до туристической точки дело?

Эластичность в отношении авиационных перевозок никто не отменял, тем более в России, и она достаточно ярко выражена: процент снижения стоимости тарифа ведет к проценту роста пассажиропотока. Я утрированно говорю процент. Понятно, что когда тариф становится дешевле, больше людей хотят его купить.

Но достаточно ли только того, чтобы билеты стали дешевле, для развития внутреннего туризма?

Государство начинает субсидировать перевозки через авиакомпании, эти авиакомпании передают деньги в наземные инфраструктуры, а те, в свою очередь, стимулируют развитие обслуживающих предприятий и бизнеса. Без расходов не бывает доходов. Если не вкладываются деньги в развитие спроса, то с чего будет получаться доход? До Урала плотность населения до 29 человек на кв. км, а за Уралом 2 человека на кв. км. Если до Урала практически по всей площади страны от границы до границы идет расселение, за исключением севера, то за Уралом идет расселение узкой полосой вдоль Транссиба. Весь бизнес крутится вокруг Транссиба, все производство. И промышленность формировалась в основном рядом с Трансибом для обеспечения транспортной доступности грузоперевозок сырья и продукции. Нам нужно эти земли заселять, повышать плотность населения. Как мы это можем сделать, если люди будут добираться очень долго и дорого в европейскую часть России? Сначала нужно создать условия по транспортной доступности, чтобы люди не чувствовали себя оторванными от культурных столиц России, иначе они будут тяготеть к Пекину, Токио или Сеулу. А авиация может сделать так, что они будут тяготеть к Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу, Новосибирску, Сочи.