ПОЕЗД ПРИБЫЛ ВО ВЛАДИВОСТОК
Москва Владимир Вязники Нижний
Новгород
Киров Балезино Пермь Екатеринбург Тюмень Ишим Омск Барабинск Новосибирск Юрга Тайга Мариинск Боготол Ачинск Красноярск Канск Иланская Тайшет Нижнеудинск Тулун Зима Ангарск Иркутск
Сортировочный
Иркутск Слюдянка Улан-Удэ Петровский
Завод
Хилок Чита Карымская Чернышевск Могоча Амазар Ерофей
Павлович
Сковородин Магдагачи Тыгда Шимановск Ледяная Свободный Белогорск Бурея Архара Облучье Биробиджан Хабаровск Вяземская Бикин Лучегорск Дальнер Ружино Спасск-Дальний Мучная Сибирцево Уссурийск Угольная Владивосток
13:20, 5 Сентября
Журналист Егор Мостовщиков о путешествии по Транссибирской железнодорожной магистрали поездом «Россия» и своих попутчиках.
Интервью·Москва·Егор Мостовщиков
13:21, 5 Сентября
Справка·Москва
13:21, 5 Сентября
Москва
13:21, 5 Сентября
Начальник поезда «Россия» ИРИНА ЗОЛОТЕНКОВА о Транссибирской железнодорожной магистрали.
Интервью·Москва·Анна Черникова
14:00, 5 Сентября
Справка·Москва
14:00, 5 Сентября
Москва
14:00, 5 Сентября
Объем внутреннего туристического потока по итогам 2015 года впервые достиг отметки в 50 млн человек. Рекордным оказалось и количество въехавших в страну...
Интервью·Москва·Егор Мостовщиков
15:20, 5 Сентября
Исторические факты о самом длинном пассажирском маршруте в мире
Справка·Москва
15:45, 5 Сентября
Справка·Владимир
15:45, 5 Сентября
Владимир
17:00, 5 Сентября
К тому моменту как наша команда подъехала во Владимир, второй всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов» только неделю как за...
Интервью·Владимир·Егор Мостовщиков
17:00, 5 Сентября
Владимир
Егор Мостовщиков
19:50, 5 Сентября
Справка·Нижний Новгород
19:50, 5 Сентября
Нижний Новгород
21:00, 5 Сентября
Согласно госпрограмме «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» («Фарма 2020»), уже через 4 года доля препаратов отечественного...
Интервью·Нижний Новгород·Анна Черникова
21:00, 5 Сентября
Нижний Новгород
Анна Черникова
01:30, 6 Сентября
Справка·Киров
01:30, 6 Сентября
Киров
Справка·Балезино
05:10, 6 Сентября
Балезино
09:00, 6 Сентября
Справка·Пермь
09:00, 6 Сентября
Пермь
09:39, 6 Сентября
Фотоматериал·Пермь
09:39, 6 Сентября
Пермь
10:00, 6 Сентября
В 2009 году в Перми официально началась культурная революция. Тогда, на V Пермском экономическом форуме, основатель Пермского музея современного искус...
Интервью·Пермь·Анна Черникова
11:35, 6 Сентября
Уже четыре года член британской Гильдии режиссеров ЛЕОН КЕЙН осваивает культуру Перми. Оказавшийся на Урале 4 года назад в рамках сотрудничества с пермским...
Интервью·Пермь·Егор Мостовщиков
11:35, 6 Сентября
Пермь
Егор Мостовщиков
12:05, 6 Сентября
Фотоматериал·Пермь
12:05, 6 Сентября
Пермь
15:00, 6 Сентября
Справка·Екатеринбург
15:00, 6 Сентября
Екатеринбург
15:30, 6 Сентября
Фотоматериал·Екатеринбург
15:30, 6 Сентября
Екатеринбург
16:57, 6 Сентября
Уже более 50 лет многие ученые пытаются раскрыть тайну гибели группы туристов на Урале. Тогда, в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на безымянном перевале...
Интервью·Екатеринбург·Егор Мостовщиков
16:57, 6 Сентября
Екатеринбург
Егор Мостовщиков
19:30, 6 Сентября
Справка·Тюмень
19:30, 6 Сентября
Тюмень
19:54, 6 Сентября
Фотоматериал·Тюмень
19:54, 6 Сентября
Тюмень
20:50, 6 Сентября
По состоянию на весну 2016 года объем рынка кредитования физических лиц сократился на 4,34% и составил 10,4 млрд руб. При этом доля просроченной задолженности...
Интервью·Тюмень·Егор Мостовщиков
20:50, 6 Сентября
Тюмень
Егор Мостовщиков
03:00, 7 Сентября
Справка·Омск
03:00, 7 Сентября
Омск
03:30, 7 Сентября
Фотоматериал·Омск
03:30, 7 Сентября
Омск
Справка·Новосибирск
06:00, 7 Сентября
Новосибирск
07:25, 7 Сентября
Оборот системы общепита в России в 2015 году составил 1,293 трлн рублей, что на 6% ниже, чем в 2014-ом, хотя кафе в стране открывается по-прежнему...
Интервью·Барабинск·Анна Черникова
07:28, 7 Сентября
К 2020 году российская продовольственная корзина в результате реализации «Доктрины продовольственной безопасности» на 90% должна состоять из локал...
Интервью·Барабинск·Егор Мостовщиков
07:28, 7 Сентября
Барабинск
Егор Мостовщиков
11:01, 7 Сентября
Фотоматериал·Новосибирск
11:01, 7 Сентября
Новосибирск
11:05, 7 Сентября
Расположившийся практически в центре страны, новосибирский аэропорт Толмачево  уже давно привлекает всеобщее внимание: аэропорт первым в России...
Интервью·Новосибирск·Анна Черникова
11:19, 7 Сентября
С конца 1960-х гг новосибирский Академгородок считался одним из важнейших научных центров страны. Но распад СССР и новые экономические реалии на долго...
Интервью·Новосибирск·Егор Мостовщиков
11:19, 7 Сентября
Новосибирск
Егор Мостовщиков
13:30, 7 Сентября
Справка·Юрга
13:30, 7 Сентября
Юрга
14:10, 7 Сентября
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах Кемеровская область уже два года находится в третьей десятке. Но, как следует из ...
Интервью·Юрга·Егор Мостовщиков
16:55, 7 Сентября
Фотоматериал·Мариинск
16:55, 7 Сентября
Мариинск
18:48, 7 Сентября
Справка·Боготол
18:48, 7 Сентября
Боготол
20:22, 7 Сентября
В 2019 году Красноярск впервые в российской истории примет Всемирную зимнюю Универсиаду. От принимающего такое событие региона традиционно потребуется...
Интервью·Ачинск·Егор Мостовщиков
20:22, 7 Сентября
Ачинск
Егор Мостовщиков
22:50, 7 Сентября
Фотоматериал·Красноярск
22:50, 7 Сентября
Красноярск
05:00, 8 Сентября
Справка·Нижнеудинск
05:00, 8 Сентября
Нижнеудинск
08:15, 8 Сентября
Еще в 2011 году состоялась презентация проекта, который был анонсирован в статусе «нового подхода к системе образования» – «Умная школа». По замыслу а...
Интервью·Нижнеудинск·Егор Мостовщиков
08:15, 8 Сентября
Нижнеудинск
Егор Мостовщиков
11:00, 8 Сентября
Фотоматериал·Тулун
11:00, 8 Сентября
Тулун
11:56, 8 Сентября
Фотоматериал·Зима
11:56, 8 Сентября
Зима
12:08, 8 Сентября
В конце прошлого года в столице Иркутской области началась реализация самого грандиозного градостроительного проекта региона – «Иркутские кварталы». Е...
Интервью·Зима·Егор Мостовщиков
12:15, 8 Сентября
В середине года Иркутская область поднялась с десятого на первое место в медиарейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов. Неожиданн...
Интервью·Зима·Анна Черникова
15:18, 8 Сентября
С 2006 года «город нефтехимиков» Ангарск получил статус не только российского, но и одного из международных атомных центров. Тогда по инициативе прези...
Интервью·Ангарск·Анна Черникова
15:59, 8 Сентября
Фотоматериал·Иркутск
15:59, 8 Сентября
Иркутск
22:22, 8 Сентября
Справка·Улан-Удэ
22:22, 8 Сентября
Улан-Удэ
22:55, 8 Сентября
Фотоматериал·Улан-Удэ
22:55, 8 Сентября
Улан-Удэ
23:41, 8 Сентября
С 2012 года количество туристов, приезжающих в Бурятию, увеличилось почти на треть и по итогам 2015 года составило почти 1 млн гостей. Туризм для респ...
Интервью·Улан-Удэ·Егор Мостовщиков
23:41, 8 Сентября
Улан-Удэ
Егор Мостовщиков
01:00, 9 Сентября
Справка·Петровский Завод
01:00, 9 Сентября
Петровский Завод
Фотоматериал·Петровский Завод
01:19, 9 Сентября
Петровский Завод
04:05, 9 Сентября
«Промышленный парк Краснокаменск» создается всего в 165 км от границы Забайкальского края с Китаем. Основная цель индустриальной территории – привлечь...
Интервью·Хилок·Егор Мостовщиков
08:55, 9 Сентября
Фотоматериал·Чита
08:55, 9 Сентября
Чита
10:20, 9 Сентября
Фотоматериал·Чита
10:20, 9 Сентября
Чита
11:10, 9 Сентября
Фотоматериал·Карымская
11:10, 9 Сентября
Карымская
Видеоматериал·Карымская
14:00, 9 Сентября
Карымская
Фотоматериал·Чернышевск
16:08, 9 Сентября
Чернышевск
23:45, 9 Сентября
Фотоматериал·Амазар
23:45, 9 Сентября
Амазар
01:30, 10 Сентября
Справка·Ерофей Павлович
01:30, 10 Сентября
Ерофей Павлович
Фотоматериал·Ерофей Павлович
02:00, 10 Сентября
Ерофей Павлович
09:00, 10 Сентября
Фотоматериал·Магдагачи
09:00, 10 Сентября
Магдагачи
09:15, 10 Сентября
АЛЕКСАНДРА СЕМОЧКИНА, руководителя Лаборатории информационных технологий Благовещенского педагогического университета, называют «главным амурским робо...
Интервью·Магдагачи·Егор Мостовщиков
10:20, 10 Сентября
Волонтеры общественного фонда «Историческая память в Приамурье» занимаются поисками останков солдат войн XX века. О том, что чувствует взрослый мужчин...
Интервью·Тыгда·Егор Мостовщиков
10:20, 10 Сентября
Тыгда
Егор Мостовщиков
13:40, 10 Сентября
Судьба первого российского гражданского космодрома «Восточный» непростая: во время строительства неоднократно возникали коррупционные скандалы, регуля...
Интервью·Ледяная·Егор Мостовщиков
13:40, 10 Сентября
Ледяная
Егор Мостовщиков
13:46, 10 Сентября
В 18 км от города Свободный Амурской области через несколько лет появится крупнейший в России завод по переработке газа – Амурский ГПЗ. Сырьем станет ...
Интервью·Свободный·Анна Черникова
14:45, 10 Сентября
Фотоматериал·Белогорск
14:45, 10 Сентября
Белогорск
14:50, 10 Сентября
Еще в конце XIX века ученые уверяли, что динозавров на территории Российской империи нет. Но в начале XX-го первые кости нашлись на Амуре, а спустя по...
Интервью·Белогорск·Егор Мостовщиков
20:10, 10 Сентября
Фотоматериал·Облучье
20:10, 10 Сентября
Облучье
Справка·Облучье
20:50, 10 Сентября
Облучье
23:02, 10 Сентября
Фотоматериал·Биробиджан
23:02, 10 Сентября
Биробиджан
23:02, 10 Сентября
Уже с 1 февраля 2017 года каждый россиянин сможет обзавестись участком размером до 1 га на Дальнем Востоке. Сейчас воспользоваться законом о «дальнево...
Интервью·Биробиджан·Егор Мостовщиков
01:15, 11 Сентября
Фотоматериал·Хабаровск
01:15, 11 Сентября
Хабаровск
01:20, 11 Сентября
Согласно данным Федерального агентства по туризму, востребованность дальневосточных регионов России как направлений для отдыха и путешествий растет. Т...
Интервью·Хабаровск·Анна Черникова
01:30, 11 Сентября
Справка·Хабаровск
01:30, 11 Сентября
Хабаровск
03:34, 11 Сентября
В 2011 году молодой предприниматель НИКИТА МИХАЛЕВ создал и возглавил компанию ООО «Чистая планета», которая стала правопреемником крупного перерабаты...
Интервью·Вяземская·Егор Мостовщиков
03:40, 11 Сентября
Фотоматериал·Вяземская
03:40, 11 Сентября
Вяземская
05:45, 11 Сентября
Справка·Лучегорск
05:45, 11 Сентября
Лучегорск
07:45, 11 Сентября
Фотоматериал·Ружино
07:45, 11 Сентября
Ружино
10:03, 11 Сентября
Уссурийский заповедник далеко не самый крупный в стране, но у публики на слуху. Именно здесь активно занимаются сохранением амурского тигра – любимца ...
Интервью·Мучная·Егор Мостовщиков
11:20, 11 Сентября
Фотоматериал·Уссурийск
11:20, 11 Сентября
Уссурийск
11:28, 11 Сентября
В рамках так называемого «поворота на Восток» морские порты российского Дальнего Востока становятся все более важными объектами. О том, как решается з...
Интервью·Уссурийск·Анна Черникова
12:00, 11 Сентября
Дальний Восток признан российским правительством сверхперспективным регионом. На его территории реализуется множество программ по привлечению работосп...
Интервью·Уссурийск·Егор Мостовщиков
12:00, 11 Сентября
Уссурийск
Егор Мостовщиков
13:30, 11 Сентября
Фотоматериал·Владивосток
13:30, 11 Сентября
Владивосток
13:30, 11 Сентября
Поезд «Россия» завершил свое путешествие и добрался до Владивостока, проделав путь в 9288 километров. В городе команду Forbes встретила ИРИНА ТАРАБАРО...
Интервью·Владивосток·Егор Мостовщиков
13:30, 11 Сентября
Владивосток
Егор Мостовщиков

«Где есть транспортная доступность — там будет развиваться туризм»

Егор Мостовщиков
Руководитель группы
14:00
5 Сентября
Москва
Объем внутреннего туристического потока по итогам 2015 года впервые достиг отметки в 50 млн человек. Рекордным оказалось и количество въехавших в страну иностранцев - более 26 млн туристов. При этом, путешествовать по стране россияне по-прежнему предпочитают самостоятельно - доля организованного туризма не превышает 2-3 млн человек. Текущая повестка России туристической: развитие инфраструктуры, кадров, транспортной системы, бренда и многое другое. О туризме, туристах и туристической России рассказывает профессиональный путешественник – АНТОН ФЕДИН, член Русского географического общества, руководитель учебно-научной базы «Лесуново» географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Как географ, человек, который работает над созданием карт, путеводителей и, соответственно, изучает Россию, охарактеризуйте ее.Россия многогранна. Мне представляется сомнительным, что за всю жизнь можно исследовать больше десяти процентов ее территории. Географически наша страна разнообразна и интересна: у нас есть и пустыни, и тундра, и горы, и вулканы.

Россию можно рассматривать как связный граф. Условно, конечно. В основном все транспортные нити сконцентрированы в Москве и крупных мегаполисах, таких, например, как Питер или Новосибирск. Чтобы добраться из одного небольшого населенного пункта в другой, пусть даже относительно недалеко расположенный, часто нужно лететь через Москву. Территория России плохо связана с транспортной точки зрения. Плюс, сами знаете, сколько стоит это сообщение, порой зарубежные рейсы в разы дешевле, чем по России. Скорость перемещения по дорогам на большинстве направлений тоже не передовая. 

Раз зашла речь о транспорте, этот шестисуточный маршрут Москва-Владивосток – скорее туристическая тема, нежели деловая. В нашем вагоне едет группа британцев — обязательно посмотрите потом, до какой точки они доедут. Предположу, что до Иркутска, чтобы посмотреть на Байкал

 Кстати, популярный вариант продолжения маршрута после Байкала – путь в Монголию и Китай. Территория России огромна, мало связна, перемещение по ней дорого как с точки зрения времени, так и в денежном выражении. А некоторые территории страны, можно сказать, доступны только условно. Добраться до них можно разве что на вертолете. Например, Архангельская область. Я был там в экспедиции. Между точками мы перемещались только на вертолете. Аналогичная ситуация была у меня на Алтае. А что такое вертолет? Это от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в час, не готов назвать конкретные суммы, но это точно дорого.

В прошлом году 50 миллионов россиян занялись внутренним туризмом, эта цифра растет. К тому же, в том году рекордное количество иностранцев приехало в Россию – 26 млн человек. С чем столкнулись эти 76 миллионов человек, которые захотели пересечь Россию как туристическую площадку? Первое, с чем сталкиваются туристы, – это образ самой России. Вокруг нее есть общий информационный фон, думаю, некоторые туристы остерегаются сюда ехать: война, аннексия, санкции. Несмотря на то, что умом понимают, что это все далеко от Москвы и туристических мест, все равно это влияет на решение посетить страну. С другой стороны, понятно, что за последние годы улучшилось положение с гостиницами, инфраструктурой и дорогами: еще 15 лет назад при путешествии хотя бы даже по Золотому кольцу положение туриста было печальное. А что касается традиций и культурного шока от проезда, то есть история-анекдот: едет автобус с иностранцами между городами, останавливается на санитарной остановке у обочины, в лесу.

Иностранцам говорят: «Выходите – туалет». Они 40 минут искали его и вернулись с вопросом: «А где же тут уборная?»
Другая сторона — у нас сегодня нет массового туризма, как в Турцию, Египет или другие подобные страны. Нет большого потока путешествующих и стандартов обслуживания, поэтому каждый тур получается индивидуальным и в большой степени непредсказуемым. Еще есть вопрос безопасности: я себя за рубежом – например, в Турции – чувствую гораздо более безопасно.

Мы едем по Транссибирской магистрали. Что вы можете сказать про путь, который нам предстоит?Вам предстоит увидеть на полустанках много разнообразной еды, это целое гастрономическое путешествие. Можно проследить регионы, по которым едешь, например, по появлению мантов. Поэтому обязательно нужно смотреть, что продают по станциям, всегда будет появляться что-то новое. Я в свое время покупал в крупных городах пиво, а потом отклеивал этикетки и коллекционировал, отслеживал отличия между заводами. З

Здесь можно увидеть пуховые платки, рыбу и какую-нибудь «липовую» икру. Ну и, разумеется, необходимо смотреть в окно – природа!

Вот это важный вопрос — как правильно читать вид из окна проезжающего поезда? А то получается «дерево-дерево-лес-река», хотя за этими пейзажами скрыто много больше. Сейчас мы едем, например, в сторону Мещерской низменности. У нас должны перемежаться моренные ландшафты и водно-ледниковые. Это значит, что здесь когда-то был ледник, который, отходя, оставлял где-то суглинистые холмы, а где-то песчаные низменности. Моренные суглинки – глина с валунами, на них хорошо растут елки, елово-березовый лес. Моренные равнины часто распахивают. На самом деле, Владимиро-Суздальская Русь стояла на Ополье — возвышенной территории, здесь на плодородных почвах было развито земледелие. А вокруг было Полесье – край сосновых лесов и болот, где добывали болотные руды, которые перерабатывали в железо. Так что, взглянув в окно, можно многое увидеть. А так кажется — всего лишь холм, сосна, елка.

Недалеко от Тамани есть маленькое сельское поселение, восславленное Лермонтовым. Ему там установили памятник, на берегу моря открыли дом-музей. Вот это понятная туристическая работа: мы знаем о Тамани, потому что читали «Героя нашего времени». Это – пример создания туристической ценности. Важная часть любого продукта – предсказуемость. Приехав в Окский заповедник, вы можете быть уверены, что вас проведут по определенному маршруту, покажут журавлей, зубров. К сожалению, так бывает далеко не везде: то сотрудница в декрете, то кто-то заболел или что-то сломалось, и вот вы уже рискуете приехать и не получить того, что ждете. В России все туры, по сути, получаются индивидуальными. Из-за этого на вашу идею поездки всегда накладывается много всяких рисков. Конечно, есть люди, которых это не смутит, но для массового туриста нужна отлаженная инфраструктура и уверенность в качестве продукта. Поэтому для России самое главное – сделать отдых «запрограммированным», то есть ожидаемым, предсказуемым. 

Десять лет назад совершенно точно не было такого количества гостиниц. Если бы вы поехали по Золотому кольцу самостоятельно, пришлось бы потратить уйму времени, чтобы обеспечить себе жилье, и не факт, что это удалось бы сделать даже за очень большие деньги. Сейчас гостиницы построили, кафе открыли, инфраструктура развилась. Еще очень хорошо, что глобальные информационные сервисы типа airbnb.ru или booking.com подгоняют все под единую систему, позволяют путешествовать по миру более уверенно.

Какие места в России, если пофантазировать, можно превратить в хорошие туристические направления? Всегда есть некоторые противоречия с запуском популярного туристического направления, ведь если организовать массовый поток туристов, может потеряться магия места. Наши северные территории – например, Белое море – совершенно недооценены. Люди воспринимают их как холодный и неприветливый край, хотя там потрясающая природа, и если Норвегия популярна, то и эта территория могла бы стать потрясающим туристическим направлением. Однако для туризма мало одной природы, нужен хороший аэропорт. Думаю, что главная причина превращения богом забытых рыбацких деревушек Египта на побережье Красного моря в огромные курорты – в транспортной революции. Она сделала эти места доступными: человек сел в самолет, три часа пролетел, а приземлился в другом мире. Так, я считаю, и у нас – туризм будет развиваться только там, где будет транспортная доступность. 

Каждый национальный парк, каждый заповедник – это хорошая потенциальная точка. Особенно в Сибири.

Но добраться туда сейчас за разумные деньги и в реальные сроки не представляется возможным. Отдельный разговор – это организация туризма. Часто подготовка визитов в нацпарки и заповедники носит бессистемный характер, без четкого представления продукта, юридического и организационного сопровождения, когда все реально зависит от личных отношений или случая. В итоге и организаторы туров, и туристы несут риски. Но есть и положительный пример – Мордовский заповедник. У них существует сайт с описанием разных туров – на один день, на два, на три, с описанием условий проживания, питания, экскурсионной программы. Там же прикреплен договор для турагентств. У этого заповедника есть лицензия туроператора. Турист знает, что он покупает, агент знает, что продает. У многих других российских национальных парков и заповедников подобного нет, и если они предоставят похожие условия, то туристический бизнес будет развиваться.

Стоит ли туристам посещать города, через которые проходит Транссибирская магистраль?Это философский вопрос, можно ответить на него по-разному. У Пелевина есть произведение «Икстлан-Петушки», которое я бы хотел процитировать:
«У всех дорог, где бы они ни пролегали – в мокром осеннем Подмосковье или в горах вокруг пустыни Сонора, есть одна общая черта – все они ведут в никуда». Но есть и другой взгляд – позитивный, по аналогии с физикой: предметы вокруг нас создают поле, оно может быть эмоциональное, историческое, на основе внутренних ощущений. Мы перемещаемся в этом поле, как металлический сердечник в магнитном, у нас внутри генерируется ток, и, находясь во внешнем поле изменяющихся событий и явлений, мы чувствуем этот некий ток в себе. 

 Путешествие дает ощущение прилива собственной энергии.